Таких мудрых и отважных духом женщин у башкир называют «Ил инэхе» – Матерью страны. Выросшая любимым ребенком в обычной большой деревенской семье, ставшая женой поэта, сноровистой снохой, теперь она – мама трех удальцов-молодцов Искандера, Данияра, Рамазана и бабушка любимых внучек. Обладая легким хрустальным пером в поэзии, успевает активно участвовать и в общественной жизни. А сколько сил писательница вкладывает в воспитание нового поколения в башкирской литературе, в тех, кто делает первые шаги в творчестве, бережно и внимательно взращивая их таланты. Есть какой-то скрытый смысл событий и вещей, окружающих ее, случающихся в ее жизни, таинственность которых заставляет думать о ней как о чрезвычайно тонком, глубоком, щедром человеке, воспринимающем жизнь как высший дар.
Родилась она в маленькой деревне Кияук, что находится на одной из равнин у подножия горы Торатау. Пасла гусят на берегу речки Кияук, была очарована тайной растущих там мать-и-мачехи да земляничного цветка. А вот когда поняла, что она девочка, крайне была озадачена. Ведь, стреляя вместе со старшим братом из лука, играя в лабиринтах высоких сугробов, она представляла себя сильным и храбрым воином! Но пришлось познать ей и чувство страха, когда осталась под колесами тарантаса взъяренного коня. И слезы душили ее потому, что не смогла она так же ловко, как старший брат, выпрыгнуть из тарантаса, увозившего отца, офицера войны, (уже в который раз!) на военные учения. Но, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло: девочка, которая до трех лет почему-то молчала – то ли не слышала, то ли не могла ясно выговаривать слова – вдруг по-взрослому заговорила и уже вскоре научилась читать. Однажды, оставшись дома одна, она стала читать газету «Башкортостан» (тогда «Совет Башкортостаны») и ей понравилось стихотворение про зиму и снег. Кружилась и кружилась маленькая девочка по дому, повторяя полюбившиеся ей строки, да и выучила наизусть все стихотворение! Вот было удивление родителей Сании апай и Ишбулды агая, когда трехлетняя дочь встретила их словами: «Я выучила стих!» Под всеобщее ликование и восторг из года в год крепло ее желание говорить красиво, вычурно. Но не тут-то было! Чем витиеватей изъяснялась маленькая волшебница, тем строже были учителя – сестры, братья, все окружающие. Пришлось ей понять еще одну непреложную истину – правда немногословна, а молчание – золото, и люди очень часто молчат об очень важных вещах.
Поэта воспитывает среда, в которой он растет. Как же смолчать-то, ведь стихи сами идут на ум?! На все праздники Тамара сочиняет стихи. Если просят рассказать что-нибудь из своего, она декламирует без стеснения. А когда был объявлен конкурс юных поэтов в газете «Башкортостан пионеры», стала отправлять по почте стихи и рассказы в редакцию. Победа была не за горами – Тамару наградили путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь Артек. Новость была неожиданной не только для друзей, учителей, но даже для родителей девочки. Это было настоящее достижение для того времени. Все гордились ее успехом. И в лагере, среди лучших детей всей страны, она сумела завоевать к себе доверие и уважение. Ее наградили медалью «Искусство принадлежит народу» за патриотические стихи, прочитанные с большой сцены Артека. Приехала она в свою деревню уже совсем другим – окрыленным – человеком.
Творчество – вот что влечет ее! Как не хочет юное сердце девушки развиваться в тисках обыденности! Не зря же учит ее отец: дело спорится, если к нему подходишь с душой. Когда открываешь новые грани во всем привычном! Упорство и навык – вот те силы, которые поведут тебя по жизни.
Закончив среднюю школу в Янурусово, она мечтает поступить в Литературный институт им. М. Горького в Москве. По правилам поступления в данное учебное заведение нужно было иметь два года стажа работы. Недолго думая, ошеломив родителей и всех учителей своим неожиданным решением, Тамара идет ученицей швеи-мотористки на Ишимбайскую трикотажную фабрику. Придя на фабрику из-за желания отработать необходимый стаж, встретившись с реалиями жизни, с буднями, тревогами и радостями простого рабочего человека, она начинает писать статейки для районной газеты. Все больше и больше влечет ее стезя журналиста. Приходит понимание необходимости учиться. Как бы ни уговаривала ее начальник цеха остаться и получить направление в технологический институт, будущий журналист поступает на русское отделение филологического факультета Башкирского государственного университета. Тяга к творчеству приводит ее в литературное объединение «Шонкар», где в 1978 году на выездном заседании секции поэзии Союза писателей Башкортостана состоялось обсуждение рукописи первого сборника стихов студентки 3-го курса Тамары Искандаровой. В 1982 году имя Тамары Искандерии, после обсуждения рукописи книги, названо открытием конференции творческой молодежи в Уфе. Так, с благословения известного литературоведа, критика Кима Ахметзянова и поэтов Мусы Гали, Рашита Шакура, Рифа Мифтахова, Анисы Тагировой она вступила на светлый и тернистый путь поэзии.
«Единая воля, единый порыв, единая мысль!Только тогда мое творчество будет играть, смеяться, привлекать к себе цельностью, выражая самую суть!»
(Из рассказа «Игрушечный ослик»)
Так скажет о своем творческом кредо молодой поэт Тамара Искандерия тридцать лет назад, уточняя его – стремиться за тайной, духовной истиной, влекущей вверх, ощутить крыло божественного луча, услышать чарующие звуки и, уже вернувшись в действительность, четко знать и понимать свое предназначение, дорожить им. И в поэме «Железный век», опубликованном в журнале «Агидель» в 2014 году, лирическую героиню волнует вопрос предназначения Человека на Земле. Только ли поэт озадачен этим вопросом? Весь мир как будто ищет ответ на него. В эпоху, когда людьми, позабывшими о том, для чего они пришли на Землю, правит обогащение и стяжательство, поэт напоминает: мир спасет любовь, идущая от Бога. И женщина останется верной себе, только имея доброту в сердце. Как важно взращивать и лелеять это великое чувство с детства!
«Отец воспитывал в нас уважение к матери с малых лет. Мама ляжет прикорнуть – мы бежим накрыть ее чем-нибудь легким и теплым – стареньким халатом, шалью… Садимся за стол – тут же несем для нее стул с мягким сиденьем. Ставится на середину ваза с фруктами – самые красивые ягоды или яблоки отбираются для мамы. Мы стараемся все сделать незаметно, а то увидит мама – и обязательно засмущается. Так поступать приучал нас папа – тактично, порой с юмором. А мы, дети, как радуемся при этом! Мама потом всем делится с нами, а как же иначе? Поэтому я очень удивлялась, видя, как дети в некоторых семьях считали, что все лучшее должно достаться только им. Если родители взращивают любовь в семье, такого не бывает», – рассказывает Тамара Ишбулдовна.
Ну а если, как в рассказе «Игрушечный ослик», жеребенок вдруг окажется строптивым осликом? Что же нам дороже – сосуд иль «фимиам, мерцающий в сосуде»? Конечно, для нас более важен свет, освещающий нашу душу. Если бы это было не так, то и нить – та самая, единственная, не приводила бы в движение игрушечного ослика, рассекающего «искорки» из-под копытцев.
С будущим супругом, студентом Литературного института им. М. Горького Хисматом Юлдашевым она познакомилась в Уфе на конференции творческой молодежи. Молодой поэт читает девушке написанные только что стихи о любви. Они узнают друг в друге родственную душу. Хисмат «с огоньком» в глазах и мудрая Тамара, рука в руке, несмотря ни на какие испытания, идут по жизненной тропе вместе. Сосуществование этих двух диаметрально противоположных творческих концептов в башкирской литературе даже называют «поэтическим дуэтом». Но, как не соединить два разных течения большой реки, так и не спутать их уникальные поэтические голоса.
Только умеющие прощать достигают вершины духовных истин, считает Тамара ханум. В книге «Благодатный день», вышедшей в издательстве «Китап», есть автобиографичный рассказ «Огненное кольцо», в котором героиня вынуждена понять неотвратимость судьбы для каждого. Понять и принять жизнь. Умение принять людей, близких, ребенка или родителя – ключ к счастью. И это – тайна чистой беззаветной любви.
Фестивали детской поэзии «Бэпембэ», проводимые в республике под руководством Тамары Искандерии, – это проявление заботы о будущем башкирской литературы. «Все дети талантливы. Но часто поэтический дар незаметен, отмеченный этим даром ребенок может быть задумчив, немногословен, непонятен другим. Его надо приободрить, как-то поощрить, что ли, чтобы он не чувствовал себя белым вороненком среди других, придать ему уверенности в своих силах. Около двухсот пятидесяти юных дарований, участвовавших в этих фестивалях поэзии, когда-нибудь составят основные силы Союза писателей Республики Башкортостан», – говорит Тамара Ишбулдовна.
Как председатель секции поэзии Союза писателей РБ, ей приходится знакомиться со стопками рукописей, обставившись горами папок, затем на заседании секции выносить единственно верное решение после обсуждения творческих находок молодого автора, помогая удачливым из них выпустить книгу в издательстве «Китап». Ответственность за свое слово, высокий профессионализм – вот главные принципы, которых придерживается Мастер, служа ее величеству Поэзия.
Тамара Искандерия представляет башкирскую литературу в других республиках или зарубежом, участвуя в различных литературных форумах. Переводит с других языков, и ее стихи, сказки и рассказы так же переводятся на многие языки. В издательстве «ИНЕШ» вышла ее первая книга стихов на русском языке «Каменная река». И уже готовится к печати вторая – «Железный век».
И на ладонь садятся чудеса
В самый обычный день Создатель может проявить себя в самых неожиданных вещах, непонятных с виду ситуациях, считает Поэт. Однажды она, находясь в тяжелых раздумьях, идет на работу, и вдруг на дорогу выходит белочка и бежит к протянутой руке. К удивлению и ликованию всех собравшихся, на остановке белочка поднимается чуть ли не до плеча своей благодетельницы. «Ее взгляд, умный и пронзительный, наполненный такой нежностью, никогда не забуду, – говорит Тамара Ишбулдовна. – Белочка – это хороший знак, все неприятности ушли сами собой. Но всегда ли мы готовы принять чудо? Очень часто мы настолько закрыты, что ему просто не достучаться до нашей души».
Вот на ее теплой ладони, позабыв обо всех опасностях, отдыхает синичка. А вот за стеклом ее окна задумчиво проводит ночь странный голубь. По пути в сад встречается таинственная бабушка, которой нужна была ее помощь – и все потом идет на лад. Чудеса ходят за ней по пятам. Но жизнь на то и жизнь, что за белой полосой идет темная, и наоборот. Испытаниям в ней тоже есть место. Тем она нам и дороже – жизнь. Такое поэтическое понимание мира само рождает чудо. Божественно мерцающим огнем души, отражающемся в слове.