В воспоминаниях описываются судьбы людей, определяющие суть целой эпохи. Каждой личности дается точная характеристика и оценка ее деятельности. Нурия Абдрахмановна долгие годы работала заведующей отделом технологии, главным конструктором специального проектно-конструкторского бюро объединения «Союзнефтеавтоматика». Ее фотография всегда висела на Почетной доске предприятия. По всему Союзу объекты, построенные по ее проектам, ценились за высокое качество и воплощались в жизнь. Даже в годы перестройки ей удалось сохранить свой отдел, не уменьшая объем заказов. Преданная своему делу Нурия объездила страну вдоль и поперек.
У дедушки и бабушки – Умульхаят и Ахметши Валидовых – было тринадцать детей. Односельчане до сих пор помнят: Умульхаят владела таким мастерством устной речи, что люди слушая ее забывали обо всем на свете. Она была дочерью имам-хатиба Мухамметкафи Кутлузамановича Сатлыкова, известного не только в родной деревне Утяково Гафурийского района, но и во всей округе. Преподавательскую деятельность она оставила только после рождения тринадцатого ребенка – дочери Закии.
Мама Нурии Сара, окончив сельское медресе, для продолжения учебы отправляется в город Стерлитамак. Учится у Абдулкадир Инана Сулейманова. После того, как Сталин вызвал брата Ахметзаки в Москву, ей пришлось прервать учебу. Девушка возвращается в деревню. Через некоторое время отца на время следствия заключают в тюрьму на три месяца и в последующем он был сослан за пределы Башкортостана на три года. Мать переезжает вслед за отцом в Верхнеуральск. К этому времени Сару успели выдать замуж за Абдрахмана Валиева – сына муллы деревни Саралы Белорецкого района Масалима Валиева. О замужестве шестнадцатилетней дочери позаботился сам Ахметша, выдав ее за сына обеспеченного человека. Узнав, что ее выдают за незнакомого человека, Сара сначала плакала, но пообщавшись с семнадцатилетнем парнем, она полюбила его всем сердцем. Валиев пообещал отцу невестки переехать ближе к ее родным. Он сдержал свое слово: семья переехала в деревню Каранйылга Гафурийского района.
Ахметша и Умульхаят отправились в ссылку и, через некоторое время, установив, что их вины нет, разрешили вернуться домой. Отзывчивые односельчане – кузянцы – помогли построить дом. Но прежней счастливой жизни уже не было. В 1937 году Ахметшу арестовали, вслед за ним закрыли сыновей Габдульрауфа и Габдульхая. Все трое были расстреляны. А до этого в больнице скончался Габдульбарый.
Самая младшая дочь Закия, проводив мужа на войну, забрала мать к себе. Умульхаят несмотря на все испытания, оставалась добрым и отзывчивым человеком, но у нее отказывают ноги. После разрушения ветхого дома, им, как семье фронтовика, выделяют комнату из барака. Умульхаят потеряла всякую надежду, что ее похоронят на кладбище деревни Кузяново. После кончины не дают разрешения похоронить Умульхаят даже на кладбище деревни Кусяпкул Ишимбайского района и ее тайно похоронили ночью. К этому времени большинство родственников были объявлены «врагами народа» - кто был сослан в Сибирь, а некоторые были расстреляны. Жестокая месть коснулась и дальних родственников, их жен и детей. Сара, проживающая к этому времени в Белорецком районе, чтобы дать детям образование, продала корову и переезжает в деревню Макарово Ишимбайского района.
Нурия записывает все воспоминания матери, благо у Сары была хорошая память на события и даты. По этим записям можно судить о мастерстве повествования Сары: правильный стиль, описываемые события воссоздают реалии того времени. Сквозь строки чувствуются и отчаяние, и надежда. Проводив мужа на войну, 35-летняя женщина берется за любую работу. Ведь у нее на руках остались пятеро детей. Преодолевая все испытания, она думает не только о хлебе насущном, но и об образовании детей. «Стремление к учебе было главной целью нашего рода, многие ее достигли», – напишет потом Нурия в своей книге «Мои дорогие».
Нурия помнит себя с трех лет. Тяжелые испытания, которые легли неподъемной ношей на ее род, оставили отпечаток в душе маленькой девочки. «Когда отец ушел на фронт, из Макарово переехали в деревню Саралы Белорецкого района - там у нас был дом. Но семья, которая поселилась в нашем доме, не хотела освобождать его. «…Мать на маленькой железной печке варит картошку. Был прекрасный летний день. Помню, как сейчас: та женщина опрокинула печку, картошка рассыпалась. Картина, где мама со слезами на глазах собирает горячий картофель, до сих стоит перед глазами...», – вспоминает Нурия. Семья зимует в неотапливаемом доме, истощается от голода. Вот наконец наступает долгожданная весна Победы. Но отец все не возвращается. Спустя некоторое время выясняется, что он в плену. Чтобы дать образование детям, мать решается снова переехать в Макарово.
1 сентября 1947 года Нурия идет в первый класс. «Я босоногая, на мне рваное платье. Наверное, было очень жарко, земля была такая горячая, что обжигала мои ноги. Мамы дома не было, чтобы найти пропитание, она ушла куда-то. Когда она вернулась, мы с удовольствием поели. Мать меня помыла. Она откуда-то достала отрез голубой ситцевой ткани. За ночь сшила мне платье. На следующее утро надела на меня новое платье, заплела мои волосы и я пошла в школу», – говорит об этом Нурия. Учеба ей дается легко, но мучают голод и нужда.
«Самое тяжелое время было, когда отец находился в заключении. Я ученица 8-го класса. Учеба платная. Дети учителей и воинов учатся бесплатно. Директор говорит: поднимите руку те, у кого отец ветеран войны. Я тогда не знала где находится отец, мне об этом не говорили, жалели, наверное. Я тоже подняла руку. Фуат агай молчит. Учителя у нас были очень воспитанные. Никто мне не говорил: «Твой отец в заключении, ты почему поднимаешь руку». В классе тишина. Понимаю, что делаю что-то не так и опускаю руку…», - об этом Нурия апай рассказывает со слезами на глазах. К оскорблению «Валидовское отродье» добавляется еще одно испытание. От отца иногда приходят письма.
«Иду по лесхозу, за мной следует незнакомец. «Почему через лесхоз идешь, Валидовское отродье?!» – кричит он вслед. Напуганная Нурия убегает со всех ног. Дома заплаканную дочь успокаивает мать. В то время она ни у кого не спрашивает: кто же такой Заки Валиди? Просто понимает, что ее род какой-то особенный и за ними все время идет слежка. А вот про доброту жителей деревни Макарово она вспоминает с особым трепетом: отзывчивые и искренние люди навсегда оставили в ее сердце свой добрый след.
В семье Нурии всегда было огромное стремление к знаниям, творчеству. «Марьям апай и Камиль агай красиво пели, Рамиль агай отлично танцевал и был остроумным и веселым. Когда все собирались за столом, было очень шумно и весело – эти моменты оставили в моем сердце приятный отпечаток. Меня сильно баловали, моя каждая клетка была пропитана любовью.
Летом вместе с Камиль агай и сестрой готовим сено. Собираем высохшие покосы, я ленюсь. «Эх, пойду-ка я поставлю чайник», – предлагаю, капризничая. Брат с сестрой смеются: на меня, 22-летнюю девушку, до сих пор смотрят как на ребенка», – предается воспоминаниям Нурия.
После смерти Сталина Абдрахмана Валиева освобождают. Однако домой не отпускают и оставляют там же работать. Абдрахман начинает жить с одной женщиной. Об этом он напишет в письме и отправляет даже фотографию своего ребенка от нового брака. Мать старается не показывать свои переживания детям. Старший сын Шамиль окончил техникум и построил новый дом. Семья переезжает туда несмотря на то, что даже дверь еще не была вставлена. Вместо двери вешают палас и начинают жить. «Между досками пола – щели, из подпола веет холодным воздухом и мне казалось, что этот холод заглушала мои душевные боли», - рассказывает спустя годы мать. В девятом классе Нурии сообщают о возвращении отца. Она ждала и мечтала обо этом дне всю жизнь, а тут вдруг понимает, что он ей чужд. Чтобы не показывать посторонним свое состояние, домой она возвращается через огороды. А людям интересно: она чувствует, что за ней наблюдают из всех окон. Пришла домой и видит: двор полон народа, все пришли увидеть ее отца. Отец немного пьян и это не нравится Нурии. Вечером, увидев, как отец сидя рядом с матерью, кладет на ее колени руку, девушка еще сильнее раздражается. Она так сильно ревнует маму! Ее не смягчает даже то, что отец приехал весь исхудалый, немощный. А Сара, после возвращения мужа, будто снова расцвела.
Сара умела наблюдать за детьми со стороны. Она всегда была опорой для Нурии, помогала ей добиться цели и осуществить в жизнь заветные мечты. Никогда не ограничивала ее волю. «В 21 год стала депутатом городского совета. Обещали новую квартиру. Учусь в вечернем отделении филиала Московского нефтяного института имени Губкина в городе Салавате, но сама недовольна таким методом обучения, хочу учиться на дневном отделении. Мать одобрила мое решение», - рассказывает Нурия. Она оставляет город Салават и становится студентом Куйбышевского политехнического университета. Учиться было не легко: не знала названия терминов по-русски, не успевала писать лекции. Вечерами переписывала лекции. Однокурсники всячески помогали настойчивой девушке. Веселые студенческие годы остались позади. Нурия начинает преподавать в Уфимском энергетическом колледже. Студенты – люди опытные, занимающие высокие посты, но не имеющие должного удостоверения. Но молодая девушка старается и у нее все получается.
«Отец тяжело заболел и мать, оставив хозяйство соседям, поехала к нему и в течение двух месяцев ухаживала за ним в больнице. Когда ему стало совсем плохо, врачи посоветовали забрать его домой. Я одну неделю преподаю в колледже и на неделю еду в Макарово, чтобы помочь матери. Всей семьей пьем чай, отец лежит за ширмой. Заслышав его стон, прибегаю к нему, он зовет маму. Как-то сказал матери: «Такие здоровенные парни сложили головы на полях сражений, а я счастливый – ухожу в мир иной на твоей мягкой постели». Последние дни своей жизни провел в заботе и любви. Однажды я, отправляясь обратно в путь, открыла дверь родного дома, он крикнул: «Нурия!» Послушав мать, я не стала возвращаться обратно. А он, наверное, чувствовал, что это последняя встреча. Всегда ждала, что отец откроет свою душу, расскажет о переживаниях, но он не стал этого делать», - говорит Нурия. Но теперь она понимает - самыми дорогими людьми для Абдрахмана были Сара и дети.
Несмотря на тяжелую судьбу, мать прожила долгую жизнь. После смерти отца прожив в окружении своих детей еще 28 счастливых лет, она умерла 1997 году. Мать была довольна их жизнью: каждый стал самостоятельной личностью, растил детей.
Семья – самое большое счастье
Когда начала работать на железной дороге, Нурии дали комнату из общежития. Она очень любила танцы и стала посещать клуб Салаватского комбината. Именно там девушка знакомится с Магафуром Кильмухаметовым – парнем из деревни Байгужа Ишимбайского района. Всегда танцуют вместе. Потом Нурия поступает учиться в специальное образовательное училище в городе Кумертау, а Магафура призывают в армию.
У Магафура Идрисовича поистине золотые руки, любую работу умеет выполнять с душой. Нурия апай не скрывает, что ей посчастливилось прожить с внимательным, предприимчивым, аккуратным человеком. Их семейная жизнь полна любви и душевной теплоты. Дочь Айгуль получила два высших образования, работает судьей в городе Уфе. С мужем Азатом воспитывают двоих прекрасных детей – Алсу и Дамира.
Нурия апай воплощает в жизнь проекты конструкций, которые обеспечивают нефтяников теплом. «При въезде в город Азнакай Республики Татарстан нас приветствуют отопительные трубы. Никаких высоких наград у меня нет, однако я сама себе такой памятник отлила еще при жизни», - шутит она.
В скором времени Нурия апай и Магафур агай отметят 80-летние юбилеи. Они живут достойно, радуясь каждому новому дню, общению с близкими и родными, сохраняя традиции. Не прервана родословная, что подарила башкирскому народу великого сына. Наверное, Всевышний сам дает силы Нурии апай для сохранения преемственности поколений.
Лето чета Кильмухаметовых проводит в уютном дачном домике, расположенном на берегу реки Дема. «Вдали от городской суеты душа отдыхает. Мы живем благодаря Бога за дарованные земные радости», - говорят они. Не это ли самое большое счастье!